Какие налоги платили в СССР

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платили в СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.

Налог на сверхприбыль

Особого внимания заслуживает налог на сверхприбыль. Он был введён в 1925 г. Основная его цель заключалась в том, чтобы не только запретить частным предпринимателям превышать цены, которые установлены государственными расчётами, но и в итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность данного налога в его целевом характере.

Индустриализация страны требовала больших финансовых ресурсов, что стало причиной серьёзных изменений в налоговой политике и налоговой системе государства в налоговой реформе 1930-1932 гг. Основная цель данной реформы в том, чтобы обеспечить увеличивающиеся потребности государства в финансовых ресурсах. С этой целью применялись меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.

В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов объединили в два основных платежа. Государственные предприятия должны были вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия обязаны были уплачивать подоходный налог и налог с оборота.

Отчисления от прибыли поступали в бюджет в качестве конечного результата распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, иными словами, нераспределённый остаток прибыли попросту изымался в бюджет, он же и соответствовал уровню власти подчинённости предприятия.

Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения, соответственно, в республиканский и т.д. до районного уровня. Таким образом, можно говорить о том, что отчисления от прибыли стали важнейшим источников формирования собственных доходов всех звеньев в бюджетной системе, а также фактором, которым способен усилить интерес власти на всех уровнях в процессе развития подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.

Замечание 3

В соответствии с экономической реформой 1965 г. платежи из прибыли были определены четырёх видов.

Первый вид представляет собой отчисления от прибыли, которые вносились в бюджет предприятия, однако не были переведены на условия хозяйственного расчёта.

Второй вид представлен как плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства, иными словами, плата за фонды. Этот вид платежей вносили предприятия, которые были переведены на хозяйственный расчёт. Плата за фонды должна была внесена в соответствующий бюджет по нормам, которые в свою очередь выражались в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивается по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на несколько лет.

Третий вид был представлен фиксированными платежами, которые вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Таким образом, для добывающих предприятий фиксированные платежи были установлены в твёрдой сумме, а для перерабатывающих либо в твёрдой, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли.

Четвёртый вид представлял собой свободный остаток прибыли. Его образование происходило после выплаты из прибыли первоочерёдных платежей, процентов за банковский кредит, сумм, направляемых на образование фондов экономического стимулирования предприятий, или иных затрат, которые так или иначе включались в планы предприятия.

Сборы и пошлины в СССР

Гербовый сбор ввели после принятия Декрета ВЦИК и СНК СССР от 16.02.1922 г. Его уплата происходила посредством покупки гербовых марок и их наклейки на регистрируемые государственными органами документы или покупки гербовой бумаги, на которой излагается текст документа. Важно отметить, что гербовый сбор мог уплачиваться даже наличными деньгами. К уплате гербового сбора не принуждались государственные предприятия, которые не платят промысловый налог, партийные, профсоюзные организации, а также научные и культурно-просветительские организации. Кроме того, освобождение от уплаты гербового налога получили лица, состоящие на социальном обеспечении и пр. Оплата гербового сбора производилась в твёрдых ставках с каждого вида документа, или в процентах к сумме сделки, которая указывалась в документе. В 1930 г. в связи с проведённой налоговой реформой гербовый сбор отменили, а точнее, заменили другими сборами и единой государственной пошлиной.

Замечание 6

Октябрьская революция оказала некоторое воздействие на налоговую систему СССР. Пошлины после Октябрьской революции были отменены.

Кроме того, в 1920-е гг. отменили и некоторые сборы, носившие пошлинный характер. Таковыми стали судебные и нотариальные сборы, плата за регистрацию брака, выдачу паспортов, курортный сбор, пошлина с наследства, гербовый и пр.

На основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29.06.1979 г. «О государственной пошлине» и постановлении Совета Министров СССР «О ставках государственной пошлины» взимание государственной пошлины осуществлялось в двух формах: простая и пропорциональная.

Взимание пошлины происходило с исковых заявлений, которые подавались в суды, в органы Государственного арбитража, за совершение нотариальных действий, за регистрацию актов гражданского состояния, за прописку граждан СССР, за выдачу регистрационных удостоверений на занятия кустарно-ремесленными промыслами, за выдачу разрешение на право охоты и т.д.

Уплата госпошлины производилась специальными пошлинными знаками, или наличными деньгами. Кроме того, уплатить государственную пошлину можно было посредством перечисления денег со счёта плательщика на счёт учреждения, которое совершило действие или выдавшее документ.

Замечание 7

В налоговой системе СССР также использовались таможенные вывозные пошлины и транзитные пошлины.

Введение ввозных пошлин в СССР произошло в 1922 г. Ставки этих пошлин были установлены в процентах к цене ввозимого в страну товара. В СССР вывозные пошлины в основном применялись при вывозе по разрешению Министерства культуры СССР произведений искусства или антикварных ценностей. Уровень транзитных пошлин был сравнительно незначительным, в большей мере они могли покрыть издержки по контролю за провозом через страну зарубежных товаров.

Следует отметить, что налоговая система на протяжении шестидесяти лет в СССР практически не менялась, только во время Великой Отечественной войны в неё были включены военный налог, налог на одиноких и бездетных граждан СССР.

Военный налог ввели уже в 1942 г., его уплачивать обязаны были граждане старше 18 лет. Плательщики в данной группе были поделены на несколько подгрупп: рабочие, служащие, колхозники, граждане, которые имеют собственные источники доходов, граждане, которые не имеют собственных источников доходов. В каждой группе были установлены особые правила ставки налога. Этот налог отменили после окончания войны, а именно в 1946 г.

В 1941 г. ввели налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Его взимали с лиц, которые достигли двадцатилетнего возраста и при этом не имели детей. Освобождались от уплаты данного налога мужчины старше пятидесяти лет, а также женщины старше сорока пяти лет. Сумма этого налога исчислялась на основе заработной платы, если она составляла 91 рубль и выше, то граждане должны были уплатить 6% с заработной платы.

Налоговая система после реформы 1930 года

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.

Читайте также:  Выплаты за проживание в Чернобыльской зоне в 2024 году

Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года – свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались.
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

«Перестройка» и распад СССР

С 1985 года в СССР начинается политика «перестройки». С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью. Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рос внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

Единовременный чрезвычайный налог

Новое постановление о взимании денег в бюджет было принято Советской властью в октябре 1918 г. В этот раз был введен единовременный чрезвычайный налог, сумма которого должна была составить 10 млрд рублей. Полученные средства планировалось перечислить в казну, а также направить на организацию Красной Армии. Налог предусматривал высокие ставки для кулацких хозяйств, чтобы заставить зажиточных крестьян продавать хлеб и другие продукты государству.

Согласно разъяснениям, чрезвычайный налог должны были платить все граждане страны, зарплата которых составляла более 1500 руб., имевшие запасы и не получавшие пенсию. Ставки для крестьян описывались в пудах зерна, а их величина находилась в зависимости от числа едоков в семье, посевных площадей и количества имеющихся в хозяйстве голов скота. Освобождалась от него беднота. Что касается средних слоев населения, то для них были разработаны небольшие ставки. Планировалось, что основная тяжесть финансовых перечислений в доход государства ляжет на городскую буржуазию и зажиточных крестьян. Списки таких граждан должны были быть составлены к 1 декабря 1918 г., а взыскание необходимо было произвести до 15 декабря 1918 г.

Единовременный чрезвычайный налог стал грандиозной по своим масштабам революционной контрибуцией. Однако его поспешное введение, непродуманность системы обложения и способов взыскания привели к неудаче. Вместо планируемых 10 млрд рублей страна получила всего 1,5 млрд.

Продовольственный налог

Рассматривая вопрос о том, какие налоги были в СССР, стоит отметить постановление, принятое Президиумом ВЦИК 3.02.1921 г. Согласно его положениям, правительство страны приостановило взимание всех налогов — как местных, так и общегосударственных. Объясняется это тем, что проводимая до 1921 г. политика «военного коммунизма» подошла к своему апогею. Это и стало предпосылкой для перехода государства к НЭПу. Первым шагом на пути к новой экономической политике стала замена продовольственной разверстки продналогом с четко фиксированными ставками.

Страна в этот период находилась в разрухе. Сворачивалась торговля, деньги обесценивались все больше, а заработная плата рабочих была подвержена натурализации. В таких условиях восстановить народное хозяйство было просто невозможно. Помимо всего прочего, все более ухудшались взаимоотношения между деревней и городом, между представителями новой власти и крестьянами. Повсеместно происходили восстания сельчан. Это и стало основной причиной введения продналога. Выращенную продукцию у крестьян начали взимать в меньшем размере. При этом жители села отдавали лишь определенную долю того, что было произведено их частным хозяйством. Во внимание принималась урожайность, количество членов в семье и имеющееся поголовье скота.

Какие налоги были в СССР в последующие периоды? Сборы в казну претерпели некоторые изменения в мае 1923 года. Продналог с этого времени стал единым сельскохозяйственным, имевшим натуральную форму до 1924 г. При введении данного сбора была разработана повышенная прогрессия ставок. Это позволило обеспечить соответствие размеров отчислений доходности каждого из крестьянских хозяйств. Было решено принимать во внимание не только размер пашни, но и количество скота, площадь сенокоса и число членов семьи. При этом если на одного едока выходило 0,25 десятины, то налог был равен 2,1% от облагаемого дохода, при 0,75 десятины — 10.5%, а при трех — 21,2%.

С 1926 г. доход стал исчисляться еще и исходя из наличия мелкого скота, а также прибыли от садоводства, виноградарства, табаководства и т.д. Существовал при этом и определенный необлагаемый минимум. Его власть установила для поддержки хозяйств бедняков. С 1928 г. льготы по этому налогу были еще более расширены. Так, был повышен необлагаемый минимум, а кроме этого увеличена скидка с налога для коллективных хозяйств (до 25-30%).

Налоговая система после реформы 1930 года

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.

Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года – свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались.
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

«Перестройка» и распад СССР

С 1985 года в СССР начинается политика «перестройки». С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью. Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Читайте также:  Что входит и не входит в наследственную массу

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рос внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

Налоги в СССР (ч.2): «Готовь налог: к труду и обороне»

Для создания более четкой картины следует разделить годы от Октябрьского переворота до 1991 г. на несколько обособленных периодов.

На протяжении 40 лет ее развитие осуществлялось почти под 100 % влиянием государственного монополизма. В частности, это затрагивало сферу распределительных отношений.

Он взимался с доходов физических лиц, частных акционерных обществ, а также с недвижимого имущества. Был установлен необлагаемый минимум. Ставки по налогу были построены по прогрессивной ступенчатой шкале. По этим ставкам определялось количество квот, подлежащих взиманию. Например, при доходе от 120 до 180 тыс. руб. число квот было 1,5, от 180 до 240 тыс. руб. — три квоты.
Но руководимая А. Косыгиным экономическая реформа, проводимая в 1965 году, не отменила налоговую систему.

Немаловажным отличием является система расчета налога и величина ставки. Она была досконально изменена. Сегодня на величину взыскания влияет не род деятельности плательщика, а природа происхождения доходов. Ставка является фиксированной и взимается по ставке, на величину которой не влияет зарплата и другие доходы.

Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении реформы налогов в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.

В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:

  • налог с оборота;
  • подоходный налог, взимаемый с кооперации;
  • платежи из прибыли;
  • налог с оборота, полученного кинотеатрами;
  • налог с совхозов;
  • налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
  • единая пошлина и т.д.

Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:

  • сельхозналогом;
  • единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
  • налогом на сверхприбыль;
  • сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.

Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако ставки налогов в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были увеличены. Помимо этого, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.

Так, 21.11.1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета страны был введен налог на бездетность в СССР. Сколько процентов он составлял? Величина ставки была равна 6% от суммы заработной платы. Для уплаты налога на бездетность в СССР возраст также имел значение. Сбор был предназначен для мужчин от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин, не имевших детей, в возрасте от 20 до 45 лет. Процент налога на бездетность в СССР варьировался исходя из заработка человека. Его меньшей ставкой облагалась зарплата ниже 91 рубля. Сколько процентов налога на бездетность в СССР предусматривалось при заработке менее 70 рублей? При таких доходах взимание сбора не производилось вовсе.

Вплоть до 1953 г. налоговая система СССР оставалась неизменной. При этом были ведены льготы для участников войны, а также пересмотрен минимум необлагаемой суммы подоходных отчислений для некоторых граждан.

В 60-х годах государство начало проводить хозяйственную реформу с целью повышения эффективности работы и прибыльности деятельности предприятий. В это время был введен налог на фонды и рентные платежи, а также подверглась реформации система подоходного обложения в колхозах.

До 1966 г. организации отчисляли из полученной прибыли до 10% финансовых средств. После этого вместо них ввели:

  • плату за нормируемые ОС и производственные фонды;
  • рентные (фиксированные) платежи.

В 1965 г. правительство СССР внесло изменения в систему сборов с колхозов. Удельный вес этих налогов в общем поступлении в бюджет составил 1-1,5%.

Государственные объединения, входящие в отрасль, а также торговые предприятия в этот период облагались сбором, уплачиваемым с оборота. Что касается подоходного налога, то взимался он, как и ранее, не только с советских, но и с иностранных граждан.

Налог на сверхприбыль

Отдельного внимания заслуживает налог на дополнительную прибыль. Он был введен в 1925 году. Его основной целью было не только запретить частным подрядчикам превышать цены, установленные государственными расчетами, но и в конечном итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность этого сокровища заключается в его адресном характере.

Индустриализация страны потребовала больших финансовых ресурсов, что вызвало серьезные изменения в налоговой политике и налоговой системе государства в ходе налоговой реформы 1930-1932 гг. Основная цель этой реформы – удовлетворить растущую потребность государства в финансовых ресурсах. С этой целью были приняты меры по устранению разнородности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.

В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов были объединены в два основных платежа. Государственные предприятия были обязаны платить в бюджет подоходный налог и налог с оборота, а кооперативы были обязаны платить подоходный налог и налог с оборота.

Отчисления от профицита шли в бюджет как конечный результат распределения излишка государственным предприятиям на их плановую деятельность, иными словами, нераспределенный остаток профицита просто изымался в бюджет, что также соответствовало уровню полномочий подчиненности предприятие.

Предприятия союзного подчинения платили соответственно в союзный бюджет, республиканского подчинения в республиканский и так далее до районного уровня. Таким образом, можно сказать, что отчисления из прибыли стали важнейшим источником формирования собственных доходов всех звеньев бюджетной системы, а также фактором, способным повысить заинтересованность органов власти всех уровней в развитии подведомственных предприятий и экономическая эффективность их работы.

Заметка 3

В соответствии с экономической реформой 1965 г выплаты из прибыли определялись четырьмя видами.

Первый вид – это вычет из прибыли, которая была уплачена в бюджет предприятия, но не была переведена на условия бухгалтерского учета.

Второй вид представлен как плата за производственные фонды и нормированные оборонные активы, иначе говоря плата за денежные средства. Этот вид оплаты производился предприятиями, переведенными на бухгалтерский учет. Плата за фонды должна была вноситься в соответствующий бюджет по нормам, которые снова выражались в процентах от средней стоимости средств производства. Эти средства оцениваются по балансовой стоимости. Нормы выплаты денежных средств устанавливались на несколько лет.

Третий вид представляли фиксированные платежи, которые уплачивались в бюджет предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых. Таким образом, для добывающих компаний фиксированные платежи устанавливались в фиксированной сумме, а для перерабатывающих компаний – либо в фиксированной сумме, либо в процентах от себестоимости реализации или прибыли.

Четвертым типом был баланс свободной прибыли. Формирование происходило после уплаты первоочередных платежей из прибыли, процентов по банковскому кредиту, сумм, направляемых на формирование фондов экономического стимулирования предприятий, или других расходов, так или иначе включенных в планы предприятия.

Налог с оборота был фиксированным государственным налогом. Мобилизация в бюджет происходила под видом исчисления разницы между оптовой ценой отрасли и оптовой ценой предприятия на продукцию, облагаемую этим налогом, либо исходя из ставок в рублях и копейках за единицу измерения продукции или в процентах от выручки от продаж.

Читайте также:  В течение какого срока нужно оформить право собственности на квартиру

Налог с оборота был достаточно важным инструментом государственного регулирования рентабельности продукции предприятий. Также стоит отметить, что этот налог, помимо прочего, являлся основным источником регулирования территориальных бюджетов, так как поступал с ежегодными утвержденными ставками отчислений в территориальный бюджет от суммы налога, мобилизуемой на территории административно-территориального единица.

Примечание 4

Советское правительство буквально в первые годы своего правления ввело в налоговую систему страны различные косвенные налоги для обеспечения доходов бюджета страны.

В соответствии с новой экономической политикой были введены налоги. Главное, что отличало их от дореволюционной системы, — государственное регулирование розничных цен и налогообложение большинства товаров, не входивших в перечень товаров первой необходимости и предметов роскоши. Налоги уплачивались в бюджет предприятиями, что позволяло государству осуществлять межотраслевое и межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов.

Примечание 5

Расширение государственного сектора отрицательно сказалось на роли налогов в государственном секторе, и в 1930 г они были полностью отменены.

Кроме перечисленных выше налогов, в налоговую систему СССР входили различные пошлины и налоги.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

В СССР был введен налог на имущество, который взимался с граждан, предприятий и организаций, владеющих недвижимостью, транспортными средствами, ценностями и другими активами. Основной целью налога было обеспечение доходов государства и поддержание социально-экономической стабильности страны.

Налог на имущество в СССР основывался на принципе прогрессивности, то есть сумма налога зависела от стоимости имущества. Чем больше имущество владелеца, тем выше налог. Однако, на практике часто существовали льготы и особые условия взимания налога, что снижало его эффективность.

Определение стоимости имущества для целей налогообложения производилось специальной комиссией, которая учитывала его площадь, состояние, географическое положение и другие факторы. Также были установлены лимиты на облагаемую сумму налога, чтобы предотвратить его чрезмерное увеличение.

Налог на имущество в СССР выплачивался ежегодно и составлял значительную долю доходов граждан и организаций. Отчисления проводились в бюджет государства и использовались для финансирования различных программ и мероприятий, в том числе социальных и культурных.

В конце 1980-х годов в СССР началось постепенное снижение значимости налога на имущество. Это связано с изменениями в экономической политике страны, проводимыми в рамках перестройки. В результате, многие предприятия и граждане получили возможность более гибко управлять своим имуществом и доходами.

В настоящее время в Российской Федерации также действует налог на имущество, который процедура его взимания значительно отличается от тех, что были в СССР.

Налог на продажу товаров

В Советском Союзе существовала система налогообложения, которая включала налог на продажу товаров. Этот налог взимался с продавцов на территории СССР и влиял на их стоимость товаров. Налог на продажу товаров был одним из основных источников доходов государства.

Величина налога на продажу товаров зависела от различных факторов, таких как тип товара, его стоимость и местоположение магазина. Обычно налог составлял определенный процент от суммы продажи товара, и этот процент был установлен государством.

Налог на продажу товаров был включен в цену товара и выплачивался продавцами государству. Все товары, продаваемые в магазинах, подлежали обязательному налогообложению, что позволяло государству получать дополнительные средства для развития экономики и социальных программ.

Система налогов на продажу товаров в СССР имела свои особенности. Например, некоторые товары, такие как продукты питания и лекарства, могли быть освобождены от налогообложения или иметь льготные налоговые условия. Такие меры принимались для облегчения жизни населения и поддержки социально значимых отраслей экономики.

Известно, что существовала система контроля за оплатой налога на продажу товаров. Органы налоговой службы регулярно проверяли магазины и проверяли соответствие продаж и уплаты налога. В случае выявления нарушений предусматривались штрафы и другие санкции.

В целом, налог на продажу товаров был важной частью финансовой системы Советского Союза. Он позволял государству получать дополнительные средства, необходимые для развития экономики и поддержки социальных программ. Кроме того, он способствовал контролю за соблюдением налоговых обязательств и поддерживал порядок на рынке товаров.

Какие налоги платили граждане СССР?

В СССР физические лица платили налоги на свой доход, имущество и потребление. Некоторые из наиболее значимых налогов, которые платили граждане, включали:

  • Налог на доходы физических лиц: величина налога составляла определенный процент от заработной платы или других доходов.
  • Налог на собственность: физические лица платили налог на свою недвижимость, транспортные средства и другую собственность.
  • Налог на продажу алкогольных напитков: физические лица, которые производили или продавали алкоголь, платили специальный налог.
  • Налог на наследство: физические лица платили налог на наследуемое имущество при получении наследства.
  • Налог на землю: владельцы земельных участков платили налог в зависимости от площади и расположения земли.

Распределение налоговых доходов

В СССР налоговая система была определена государством и распределение налоговых доходов имело четкие правила. Какая система налогообложения существовала в СССР?

В СССР существовала система подоходного налога. Налог платили физические лица в зависимости от своего дохода. Ставка налога была различной и зависела от дохода гражданина.

В разные годы ставки подоходного налога в СССР были разными. Например, в 1941 году ставка составляла 3%, а в 70-80-х годах была установлена на уровне 13%. Во время перестройки в начале 90-х годов ставка подоходного налога была повышена до 15%, но уже после перестройки были предложения о дальнейшем увеличении ставки.

Какие налоги платили граждане СССР и как они распределялись?

В СССР существовало несколько видов налогов, которые платили физические лица. Основными налогами были:

  • Подоходный налог
  • Налог на имущество
  • Налог на природные ресурсы
  • Акцизы и налоги на продажу алкоголя и табака

Что было средством для учета и распределения налоговых доходов в СССР?

Бюджет СССР был основным средством для учета и распределения налоговых доходов. Он включал доходы от налогов, а также другие доходы, полученные от различных источников. Эти доходы затем распределялись на различные нужды государства.

Куда шли налоги, которые платили физические лица?

Налоговые реформы и изменения российской налоговой системы в 2024-х годах

В период с 2024-х годов до настоящего времени российская налоговая система продолжает меняться и совершенствоваться.

Одним из важных изменений было введение НДФЛ-13 (налога на доходы физических лиц) в 2024 году. Ставка налога составляет 13% и применяется к доходам граждан от различных источников.

В дальнейшем были приняты реформы, направленные на упрощение налогообложения для предпринимателей и снижение налоговой нагрузки для отдельных категорий граждан.

Введение единого налога на вмененный доход, снижение ставки налога на прибыль для некоторых видов деятельности, упрощение порядка подачи налоговых деклараций — все эти меры направлены на развитие предпринимательства и содействие экономическому росту в стране.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *