Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общий срок проведения выездной налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.
Относят к ним следующее:
- Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.
Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
- Некорректные суммы вычетов.
Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».
- Низкий уровень заработной платы.
Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.
- Убыточность компании, длящаяся два года и более.
Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.
- Высокий темп роста расходов.
Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.
- Высокие налоговые риски.
Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.
- Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.
Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.
Результаты выездной проверки
Рано или поздно наступает день, когда налоговики позволяют себе откланяться и завершают проверку. В этот момент составляется справка о проведенной проверке. Налоговики обязаны в тот же день вручить эту справку налогоплательщику или его представителю. Этот документ свидетельствует только о сроках и целях проверки, а также о факте ее проведения. Но ничего о ее результатах и о том, какие налогоплательщику вменяются нарушения налогового законодательства и доначисления.
Для этой цели служит Акт налоговой проверки. Форма этого документа утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-2-628@ от 07.11.2018г. Налоговики обязаны составить его в течение двух месяцев с момента составления справки о проверке. И в продолжение следующих пяти дней он должен быть вручен налогоплательщику.
В соответствии с действующими законодательными нормами продолжительность ревизии составляет два месяца, отсчет которых начинается с даты, следующей за днем вынесения соответствующего решения. Однако, как показывает практика, подобные мероприятия занимают гораздо больше времени, что обуславливается наличием оговорки, допускающей приостановку или продление назначенной процедуры. Второй вариант встречается реже, поскольку требует участия руководящих инстанций, а вот первая опция используется налоговиками весьма охотно — к примеру, в случае запроса у контрагентов документации.
Хотя формально выездная налоговая проверка не может продолжаться более 60 дней, существует целый ряд законных оснований, позволяющих увеличить отведенный период. К их числу относятся:
- Назначение официальной экспертизы.
- Направление требования о предоставлении информации в иностранные органы.
- Необходимость достоверного лингвистического перевода документов, представленных на другом языке.
Таким образом, изначально установленный временной отрезок может вырасти до девяти месяцев, что весьма неудобно для бизнеса. Стоит также отметить, что каждый подобный случай должен быть оформлен отдельным постановлением руководящего сотрудника ИФНС (либо замещающего его лица), и на время «заморозки» не допускается организация вновь назначенных контрольных мероприятий, а также выдвижение новых требований в адрес налогоплательщика.
Что нужно запомнить о налоговых проверках
Если к вам пришли с налоговой проверкой, будьте проактивны и не пускайте процесс на самотек. Это поможет вам эффективно обжаловать решение налоговой и даже отменить его и следующие из него доначисления и штрафы.
- Проверяйте план выездных проверок на текущий год, чтобы заранее подготовиться к ней.
- Участвуйте в проводимых контрольных мероприятиях.
- Назначайте ответственного сотрудника, чтобы инспектор не дергал всю бухгалтерию. Если проверка проходит на территории компании, выделяйте отдельный кабинет или помещение.
- Обучайте сотрудников правилам поведения при проверке.
- Передавайте документы строго по описи. Контролируйте процесс сбора материалов и доказательств проверки.
- Выявляйте и фиксируйте нарушения в проведении проверки. Подавайте жалобы.
- Сохраняйте спокойствие.
- Цель проведения выездной налоговой проверки — узнать, соблюдает ли компания или ИП действующее налоговое законодательство.
- Неправильный расчет налогов и сборов, отсутствие документов первичного учета, неподача деклараций — частые нарушения, которые удается выявить в ходе выездного контроля.
- К основным процедурам, которые включает налоговый контроль, относятся изъятие документов, проверка контрагентов, а также осмотр помещений и допрос свидетелей.
- Если налогоплательщик не согласен с выявленными нарушениями, он вправе подать возражения на акт налоговой проверки в течение месяца с даты его получения.
- По закону срок выездной налоговой проверки — два месяца, но он может продлеваться до четырех и даже шести месяцев при наличии оснований.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Сроки выездной налоговой проверки
Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).
Продление срока выездной проверки возможно, если:
- выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;
- во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;
- на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;
- проверяемая компания имеет обособленные подразделения;
- налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;
- иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.
Какой период может быть охвачен проверкой?
«Глубина» проверки – это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (Определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).
То есть, при принятии решения в 2016 году проверкой могут быть охвачены периоды 2013, 2014, 2015 годов и периоды 2016 года, истекшие до месяца принятия решения.
Более того, период проверки может включать и месяцы года принятия решения о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, обязанность которого в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым, возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.
Также следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.
Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).
Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (Постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).
В течение какого срока длится проверка?
В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.
Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.
Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.
Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).
Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).
Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.
Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.
Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:
- истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
- проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
- перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Этап 5. Ждем итогового решения
После того, как прошел месяц со дня получения акта, отсчитываем 10 рабочих дней. Не позднее этого срока руководитель налоговой или его заместитель примут решение о том, что делать дальше. Существует три возможных варианта:
- привлечь к ответственности за налоговое правонарушение;
- не привлекать к ответственности;
- провести дополнительные контрольные мероприятия.
В отношении последнего пункта есть своя схема действий и сроков. Обобщили их в таблице.
Таблица 2. Как проводятся дополнительные контрольные мероприятия по итогам выездной проверки
Последовательность действий |
Максимальный срок для общих случаев* |
Дополнительные мероприятия в виде запроса документов, допроса свидетелей или проведения экспертизы |
1 месяц |
Оформление результатов по дополнительным мероприятиям |
15 рабочих дней со дня их окончания. Результаты оформляются в дополнении к акту налоговой проверки |
Вручение налогоплательщику дополнения к акту проверки |
5 рабочих дней с даты оформления результатов |
Представление налогоплательщиком письменных возражений по итогам дополнительных мероприятий |
15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки |
Повторное рассмотрение руководителем#налоговой инспекции материалов проверки |
10 рабочих дней по окончании срока для представления возражений |
Примечания: * к общим случаям не относится проверка консолидированной группы налогоплательщиков или иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ; # это может делать также заместитель руководителя налоговой |
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2023 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2023 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2023 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2023 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2022-2023 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Порядок выездной налоговой проверки
Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:
- Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
- Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
- Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.
Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.
Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.
Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.